Учимся плавать

 

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научиться, тем лучше. Купание, плавание, игры в воде способствуют оздоровлению детей, стимулируют деятельность нервной, сердечно — сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяют возможности и опорно-двигательного аппарата. 

Большое значение для физического развития приобретают занятия детей плаванием в бассейне. 

В настоящее время дошкольные учреждения строят с небольшими крытыми бассейнами, что помогает круглый год многим детям общаться с водой, получать навыки безбоязненного общения с ней, получать первоначальные навыки плавания. Далеко не все из тех, кто посещает дошкольные бассейны, станут чемпионами, да и вообще спортсменами – пловцами, но навыки , приобретенные в детстве, сохраняются на всю жизнь. 

Есть дети, которые по тем или иным причинам боятся воды: погружения лица в воду, попадания воды в лицо, принятия без опорного положения в воде. Такие дети чаще всего избегают занятий по плаванию, придумывают разные причины и поводы, чтобы не ходить на занятия. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть этот страх. 

У детей младшего и среднего дошкольного возраста сращение частей решетчатой кости и затылочной кости обеих половин черепа, окостенение слуховых проходов и носовой перегородки не завершены. Между костями черепа ещё сохраняются хрящевые зоны, так как продолжается формирование головного мозга. Активно развивается позвоночник ребенка. Химический состав и строение связочного аппарата и межпозвоночных дисков обусловливают его высокую эластичность и подвижность. Правильное и своевременное укрепление костной системы позволит избежать искривления позвоночника, стоп, поэтому с помощью специальных упражнений и плавательных движений можно предупредить плоскостопие. 

Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребенка так же, как и его скелет, несовершенна. Мышцы составляют лишь 20-22% от веса всего тела. У дошкольников мышечная система развивается неравномерно: относительно слабы мышцы живота, задней поверхности бедер, мелкие мышцы стоп, шеи, кистей, особенно у девочек малосильны мышцы плечевого пояса и рук по сравнению с мышцами ног. В основном идёт развитие длинных мышц. От их состояния зависит уровень быстроты движений и гибкости у ребёнка. 

Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятия плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы мышц. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напрягаются и расслабляются. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно характерно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника. Следовательно , плавание является средством профилактики и лечения нарушений осанки. 

При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти втрое, отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в водной среде. А это в свою очередь облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребёнка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу. В результате преодоления нагрузок, которым организм детей подвергается в процессе регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная ткань предсердия и желудочков сердца, а также равномерно увеличивается объем его полостей. Вследствие этого улучшается деятельность всей детской системы кровообращения. 

Работоспособность мышц у малышей невелик, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. 

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. Оно является одним из важных звеньев комплексного лечения. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвоночных мышц, восстанавливаются условия для нормального роста позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений. 

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненный объем легких. 

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, активизируется иммунная система, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшатся аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. 

Комментирование закрыто.